Тексты песен стали более злыми, простыми и повторяющимися, обнаружили ученые

Исследователи обнаружили, что тексты песен в каждом из пяти популярных музыкальных жанров становятся более повторяющимися и заряженными негативными эмоциями.

В последние годы растущая доступность персонализированных музыкальных данных сделала многих слушателей более восприимчивыми к своим вкусам и тенденциям. Но измерить, как изменилась сама музыка – в зависимости от жанра и десятилетия – возможно, является более сложной задачей. Теперь учёные попытались сделать именно это.

Новое исследование, опубликованное на прошлой неделе в журнале Научные отчеты проанализировали тысячи англоязычных песен, выпущенных в период с 1970 по 2020 год, чтобы лучше понять, как меняется содержание, конструкция и тон музыки. Команда европейских ученых исследовала пять самых популярных музыкальных жанров в западном мире: рэп, поп, кантри, рок и R&B.

В целом команда обнаружила, что тексты песен за последние 50 лет в целом стали более личными, прямыми и наполненными негативными эмоциями — тенденция, как предполагают исследователи, отражает как настроение общества, так и меняющийся ландшафт того, как музыка нравится.

Ученые начали с создания музыкальной базы данных с использованием онлайн-платформы Last.fm, в которую были взяты тексты песен с сайта Genius.com. Из первоначального пула из 582 759 полных песен на выбор они сузили набор данных до 353 320, а затем проанализировали тексты песен на предмет таких характеристик, как сложность, читабельность, структура, рифма и эмоции. Затем модели искусственного интеллекта создали и изучили репрезентативную выборку из 12 000 песен, которая включала более сбалансированное сочетание лет выпуска и жанров.

В целом анализ показал, что в песнях теперь используется больше рифмующихся слов и припевов. «Во всех жанрах тексты песен имели тенденцию становиться более простыми и повторяющимися», — рассказала агентству Франс-Пресс (AFP) Ева Зангерле, старший автор исследования и профессор информатики в Университете Инсбрука в Австрии.

Песни также стали более личными: такие местоимения, как «мой» и «я», стали чаще встречаться почти во всех жанрах, за исключением кантри. Они также становятся более эмоциональными: во всех жанрах увеличилось использование слов, связанных с негативными эмоциями, причем наибольший рост гнева наблюдается в рэпе.

Наряду с общими тенденциями разные жанры рассказали свою историю. «Среди оцениваемых музыкальных жанров рэп — тот, в котором тексты песен играют наиболее заметную роль», — пишут исследователи. Слушатели чаще всего просматривали рэп-тексты онлайн, но «богатство» словарного запаса жанра, описываемое как количество используемых уникальных слов, со временем уменьшалось. Исследователи объяснили эту тенденцию тенденцией рэп-песен к повторению строк и рифм.

Поклонники кантри-музыки с большей вероятностью искали и просматривали тексты новых песен, и, наоборот, слушатели рок-музыки с большей вероятностью просматривали тексты старых песен, что, по мнению исследователей, является отражением возраста аудитории этого жанра.

Слушатели R&B, категории, в которую также входит соул-музыка, просматривали тексты песен на втором месте по частоте, сообщает Форбс' Арианна Джонсон. Но для поп-музыки, рока и кантри «тексты песен могут быть не очень значимым индикатором» того, как эти жанры развивались за последние пять десятилетий, пишут авторы.

Поскольку в приложениях и потоковых платформах слушают больше музыки, чем когда-либо, привлечение внимания слушателей вышло на первый план для многих артистов — и тенденции, выявленные в новом исследовании, могут отражать это.

«Когда люди сталкиваются с большим количеством вариантов выбора, они склонны отдавать предпочтение вещам, которые легче обработать и которые более понятны», — говорит Майкл Варнум, культурный психолог из Университета штата Аризона, который не участвовал в исследовании. Научный американецЭто Лорен Леффер.

Анализ Пола Ламера из Echo Nest, платформы музыкальных данных, принадлежащей Spotify, показывает, что почти 50 процентов слушателей Spotify пропустят песню до того, как она закончится, и почти четверть пропустят ее в первые пять секунд.

«Первые 10–15 секунд имеют решающее значение для того, пропустим ли мы песню или нет», — рассказал Зангерле AFP. Так что, возможно, в гонке за интерес слушателей более повторяющиеся песни имеют преимущество. «Стихи сегодня должны легче запоминаться просто потому, что их легче запомнить».