Почему люди поют? Традиционная музыка на 55 языках раскрывает закономерности и сходства

Латир Си, сенегальский перкуссионист и певец, был одним из 75 исследователей, исполнявших музыку для исследования.

Человеческий голос, пожалуй, самый старый и разнообразный музыкальный инструмент, который мы знаем, способный как говорить, так и петь. Но вопрос о том, почему люди создают музыку, на протяжении веков интриговал и озадачивал ученых.

Является ли этот вид искусства просто изобретением, как и письмо, созданным для того, чтобы мы могли лучше выражать себя? Акустика возникла для того, чтобы мы могли привлекать партнеров? Или предотвратить опасность? Есть ли в музыке что-то глубоко эволюционное, присущее каждому из нас?

В новом глобальном исследовании, опубликованном в понедельник в журнале Достижения науки, 75 исследователей из 46 стран решили, что лучший способ попытаться ответить на этот вопрос — создать мелодии самостоятельно. Они записали свое исполнение традиционных песен своих культур на 55 языках, включая хоккайдо-айнов, баскский, чероки, маори, рикбакца, украинский, коса и йоруба.

Александр Арабаджиев из Македонии играет на македонском дудуке.

Александр Арабаджиев из Македонии сыграл роль кавала в исследовании.

Затем исследователи записали, как они просто декламируют тексты своих песен без мелодии. В третьем наборе записей они исполняли бессловесные версии песен на инструментах, включая азербайджанский тар, бамбуковую флейту и хлопки в ладоши. Они также описывали песни устными словами.

«Я загрузил все их пение и выступления на свой телефон», — рассказывает старший автор Патрик Сэвидж, музыковед из Оклендского университета в Новой Зеландии. Форбс' Ева Амсен. «А иногда я просто ставлю его в случайном порядке, пока гуляю. Мне очень нравится слушать их песни».

Сэвидж и другие проанализировали различные записи, задаваясь двумя ключевыми вопросами: достоверно ли различаются какие-либо акустические характеристики песни и речи в разных культурах? И надежно ли используются какие-либо акустические характеристики? Они решили проверить это, измерив шесть характеристик каждой песни, включая темп, высоту звука и стабильность.

Множество голосов: песни, речь и инструменты по всему миру (Озаки и др., 2024, Science Advances)

Когда их анализ завершился, они были удивлены, обнаружив три закономерности: пение, как правило, медленнее, чем речь, люди производят более стабильные звуки во время пения, чем во время разговора, и высота пения в целом выше, чем высота речи.

«Есть много способов взглянуть на акустические особенности пения и речи, но во всех изученных нами культурах мы обнаружили одни и те же три важные особенности, которые отличают песню от речи», — Питер Пфордрешер, психолог из Университета в Буффало и соавтор. — говорится в сообщении автора исследования.

Исследование не дает однозначного ответа на вопрос, почему люди поют, но основная гипотеза исследователей заключается в том, что музыка способствует социальным связям.

«Более медленные, более регулярные и более предсказуемые мелодии (могут) позволить нам синхронизироваться и гармонизироваться и, благодаря этому, объединить нас так, как это не может сделать язык», — говорит Сэвидж. Научный американецЭллисон Паршалл.

Гакуто Чиба из Японии играет на Цугару-сямисене.

Гакуто Чиба из Японии играет на Цугару-сямисэн, инструменте, название которого соответствует жанру музыки, которую он исполняет.

Ведущий автор Юто Одзаки, музыковед из Университета Кейо в Японии, рассказывает Газета «Нью-Йорк Таймс' Карл Циммер, что пение в больших группах могло быть способом стимулирования социальной сплоченности — для участия сообщества или подготовки к конфликту — и в этом отношении оно, возможно, развивалось отдельно от речи.

«Во всем мире в песне есть что-то особенное как в акустическом сигнале, к которому, возможно, наш мозг приспособился в ходе эволюции», — говорит Анирудд Патель, психолог из Университета Тафтса, не принимавший участия в исследовании. Газета «Нью-Йорк Таймс.

Исследователи признают, что каждый язык был представлен очень маленькой выборкой (большинство из них содержали только одну песню) и что ученые, возможно, выбрали более простые мелодии, которые не полностью репрезентативны для разных жанров. Некоторые из принявших участие исследователей имели обширную вокальную или инструментальную подготовку или награды, в том числе Шантала Хегде, певица классической музыки хиндустани и нейробиолог; Латир Си, сенегальский барабанщик; и Гакуто Тиба, национальный чемпион Японии по игре на инструменте Цугару-сямисэн, поэтому их музыка может немного отличаться от музыки случайной выборки участников.

Тем не менее, другое независимое исследование музыки, которое не было опубликовано в рецензируемом журнале, но было размещено на этой неделе на сервере препринтов bioRxiv, выявило аналогичные закономерности в песнях, представляющих 21 общество на шести континентах.

«Это показывает нам, что на самом деле может существовать что-то универсальное для всех людей, что нельзя просто объяснить с помощью культуры», — говорит Даниэла Сэммлер, нейробиолог из Института эмпирической эстетики Макса Планка, не принимавшая участия в исследовании. Газета «Нью-Йорк Таймс.