НОВОЕ:

Звезды Голливуда предпочитают вологодские и елецкие кружева

Недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства открыл выставку «Кружево напоказ», подчас которой была представлена новая экспозиция «Русские дизайнеры», собравшая лучшие образцы как старинных, так и современных дизайнерских работ, включая известные во всем мире елецкие и вологодские кружева.

Новая экспозиция привлекла внимание многих известных специалистов, в том числе историка моды Александра Васильева, представителей вологодского и елецких кружевных центров, дизайнера тканей Ольги Томпсон, модельера Ульяны Сергеенко и др.

Корреспонденты издания «Сноб» встретились со многими из них, поговорив об актуальности кружева для современности, отличительных особенностях лучших мировых изделий от вологодских и елецких мастеров, и о многом другом, не менее интересном, о чем можно узнать в данном материале.

Мнения экспертов

Например, Ольга Томпсон считает, что кружево – это часть национальной культурной традиции России. В качестве примера дизайнер тканей сообщила о распространенном до середины 19 века в Вологодской области обычае «пойти на перебаску». Суть его в том, что после свадьбы девушки надевали на себя сразу несколько юбок и рубах (нередко до 17 вещей) с кружевными прошвами, тем самым показывая нажитое ей богатство до замужества.

Наиболее часто, информирует специалист, кружевом обрабатывали край одежды, что подчеркивало воздушность силуэта, края как бы растворялись в пространстве. Да и с функциональной точки зрения кружево обеспечивает легкость носки одежды, так как более грубые материалы серьезно ограничивают пространство вокруг тела, соответственно, привнося определенный дискомфорт.

Для условий 21 века кружево также хорошо подойдет. Единственный нюанс заключается в том, что материал достаточно дорогой и трудоемкий. Но при этом он гарантирует эксклюзивность вещи. Кстати, сегодня многие модельеры успешно используют кружево, например японские неоромантики, дом Comme Des Garcons, американская компания Rodarte и др.

Александр Васильев рассказал, что кружево появилось в начале XV века. Его родиной считается остров Бурано (Венеция). Именно там жены рыбаков, сплетавших для мужей сети, однажды сделали их более тонкими. Так «родилось» буранское кружево, известное в мире как венецианский гипюр. Чуть позже производительницам завоевавшего сердца всей Европы материла, французы предложили более высокую оплату, чем у них на родине. А поскольку такого рода сделки в Венецианской республике были запрещены, то девушки попросту сбежали во Францию, где успешно продолжили свой бизнес.

krujevo2Немного позже появилось кружево, изготовленное не с помощью иглы, а с использованием коклюшек. Этот вид кружева массово производился во Франции и Фландрии, ставших центром кружевного производства, и традиции которых сегодня не менее успешно продолжают бельгийские города Брюссель, Гент, Брюгге, а также французские Валансьен, Шантийи и Лансон.

В России кружево появилось в петровскую эпоху. А первыми центрами кружевоплетения стали Вологда и Елец, где изначально кружева изготавливались на западный манер, но позже продукция приобрела русский характер, коренным образом отличаясь от европейских аналогов.

Специалист также сообщил, что в его коллекции присутствуют русские, французские, фламандские, итальянские и испанские кружева, то есть продукция основных мировых производителей. При этом вещи имеют свою уникальную историю. Как, например, пеньюар российской миллионерши начала прошлого века Татьяны Налбандовой-Самсоновой, владелицы предприятия по производству водки. Один из ее кружевных пеньюаров, к слову, представлен на выставке «Кружево напоказ».

По мнению Александра Васильева, в настоящий момент в тренде белые кружева, и этим летом многие модельеры предлагают женщинам именно кружевные юбки и топы. С другой стороны, эти модные изделия настоящим кружевом не назовешь, ведь по факту мы видим кружевное полотно машинного исполнения.

Надежда Кутекина, хранитель коллекции кружева и тканей Вологодского государственного музея-заповедника считает, что вологодское кружево изготовляли еще задолго до того, как появились иностранные изделия, попавшие в Россию благодаря Петру I. Свидетельство тому – образцы кружева Вологодского государственного музея-заповедника, которые именовали «досюльным», что значит «древним». Это кружево плели из льняной нити ручного изготовления без применения подручных материалов вроде сколка, или могли подкладывать под плетение кусок бересты для фиксирования булавками кружевной ленты.

По словам специалиста, точное время появления такого кружева, получившего название вологодского, неизвестно. Зато известно, что в России оно стало модным в 40-х годах 19 в. Еще в конце прошлого столетия в Вологде на предприятии «Снежок» работали тысячи мастериц. Сегодня кружева здесь плетут около 20 женщин.

Интересно, что в Вологде с 1928 года функционирует Губернаторский колледж народных промыслов, основанный именно как школа кружевоплетения. И сегодня он выпускает профессиональных кружевниц, причем на обучение требуется не более года.

Во времена Советского Союза вологодские мастерицы, совместно с Домами моделей изготавливали эксклюзивные модели кружева. Теперь, в основном, заказы поступают от модельеров, включающих в свою одежду кружево, в частности, для модельера Ульяны Сергеенко.

Надежда Кутекина подчеркивает, что работа кружевниц исключительно ручная, требующая больших временных затрат при низкой оплате труда. Тем не менее, вологодские мастерицы гордятся своей профессией. А открытие Музея кружева в городе, проведение Всероссийского конкурса «Серебряная коклюшка» при поддержке Валентина Юдашкина, реализация областной программы по развитию кружевного промысла в Вологодской области, постепенно возвращают утраченную популярность кружевоплетению, тогда как традиции и мастерство местных мастериц по-прежнему делают вологодское кружево первым в стране.

krujevo3В свою очередь Ульяна Сергеенко отметила, что коллекции бренда Ulyana Sergeenko используют продукцию центров российского кружевоплетения – Вологды и Ельца. При этом на создание одного платья в подобной технике уходит до трех месяцев, что делает такую работу «ювелирной» и не оставляют равнодушным никого. Даже зарубежных гостей. Так, в платьях Ulyana Sergeenko Couture из вологодского и елецкого кружев, очаровывали восхищенную публику Наталья Водянова, Эмилия Кларк, Кейт Хадсон, Керри Вашингтон и Бейонсе.

Художник по кружеву фабрики народных художественных промыслов «Елецкие кружева» Светлана Фадеева поделилась сведениями об истории елецкого кружева, первые упоминания о котором, по ее словам, относятся к 1801 году. Хотя в России кружева появились значительно раньше, даже раньше, чем в эпоху Петра I, – историки называют XIII столетие. Петр I же фигурирует в истории кружева в основном по той причине, что при его правлении в России производство кружев стало более активным, чему способствовали поставки сколок из Голландии, Италии, Франции.

Исторический факт: в то время в Ельце и Орловской области преобладали французские сколки, по которым выплетались шелковые кружева, продававшиеся в Москве как французские. И никто не мог даже подумать, что покупает отечественную продукцию, которая ни в чем не уступала, а во многом даже превосходила зарубежные аналоги.

В 1921 году был образован союз елецких кружевниц, который впоследствии объединил до 50 артелей, насчитывая в своих рядах около 30 000 человек. Даже во время Второй мировой войны главная фабрика по производству кружева продолжала работать. Сегодня произведенные ею изделия принимают участие в крупнейших отечественных и международных выставках, в том числе, были представлены Ульяной Сергеенко на неделе моды в Париже.

Продукцию фабрики заказывают не только российские, но и зарубежные клиенты, в частности из Японии и Австрии, для которых выполняются эксклюзивные работы.

0
0
0
s2sdefault