НОВОЕ:

Мода военного периода: главные тренды Европы и СССР

Когда хочешь получше узнать, как жили наши предки, ты не анализируешь социально-политические течения того времени, какими б они ни были судьбоносными. В первую очередь взгляд падает на повседневный быт людей, цепляется к любым деталям, которые могут рассказать гораздо больше, чем манифесты, лозунги, прокламации…

И в этом плане чуть ли не самое первое, на чем заостряется внимание – одежда. Не зря же говорят, что характер человека во многом познается по тому, как он одевается. Бедняк порой предстает пред нами наикультурнейшим человеком, с которым хочется бесконечно долго общаться, ведь по сути из дешевой и потрепанной одежды он превращает «тряпки» в настоящий стиль. И мы говорим, человек одет со вкусом. Человек, который следит за собой - человек, уважающий себя.

И наоборот, некоторые, пытаясь выделиться в обществе, скупают магазины самых дорогих костюмов и платьев от мировых кутюрье, но… не имея вкуса, а лишь желание противопоставить себя другим, выглядят смехотворно. И мы говорим: одет безвкусно. Человек, который кроме амбиций и денег больше ничего не имеет. Человек, выставляющий себя на посмешище, не подозревая об этом.

Так было всегда. Даже в тяжелые годы Второй мировой войны. Кто-то был скромным, интеллигентным, обаятельным даже в лохмотьях, а кто-то кроме иронической усмешки не вызывал ничего, хотеть одет был «с иголочки».

Военная мода: какова она?

Но как же одевались люди непосредственно в саму войну? Тогда, когда вся промышленность выпускала только самые необходимые товары, нужные для победы над оккупантами. Говорить про модную одежду наших бабушек и дедушек, наверное, не приходится. Ведь фабрики перешли на производство исключительно военной формы. И не только в СССР. Например, в США в 1942 году был издан закон, позволявший выпускать хлопчатобумажные и шерстяные ткани только для потребностей Минобороны. А рядовым гражданам рекомендовалось носить одежду из вискозы или ацетатного шелка без ярких украшений.

И вот тогда изобретательные женщины начали шить платья из скатертей или занавесок, нередко перешивали мужские костюмы для детей и даже для себя. Поэтому мы все же можем говорить про военную моду в ее удивительно иной, непривычной для нас форме.

Стоит отметить, что до войны центром мировой моды был Париж. Но с приходом нацистов модные ателье закрылись, а те, что еще работали, одевали жен и любовниц немецких офицеров или сотрудничающих с вермахтом французов-коллаборационистов. Все остальные, как и советские женщины, вынуждены были изыскивать новые способы одевать себя.

Таким образом появилась «фантомная мода» – что-то вроде слабого подобия реальности, ушедшей навсегда в прошлое. Из всего, что было под рукой, женщины как в России, так и на Западе, создавали наряды, а поскольку это явление обрело массовый характер, то, хочешь того или нет, появились и свои модницы и модники, возникли и определенные тренды. Главное, чтобы было хоть что-нибудь, годное для производства одежды.

military3Таким «что-нибудь» могли оказаться рыбья кожа, служившая для изготовления ремней, жакетов и блузок, а для обуви годилась пробка или дерево. Потом женщины, старавшиеся выглядеть красиво и модно, начали украшать костюмы и платья лоскутками из разной ткани, а нередко даже из газет, которые особенно «хорошо» шли на шляпки.

Но, пожалуй, наиболее модными стали платки, покрывавшие голову или заматывавшие ее наподобие тюрбана – символа того времени. Его делали из шарфа, платка, иной ткани и повязывали разными способами. Нередко женщины надевали его вместе с вечерним платьем, что только подчеркивало их изысканность и утонченность.

Мало кто знает, что именно в то время появились и ныне сверхпопулярные сумки на ремне через плечо. Как говорится, все гениальное – просто. И рождается оно, как эти сумочки, очень часто в непростых, неблагоприятных для жизни условиях. Но созидающее начало в человеке гораздо сильнее разрушающей его стороны. И эти сумочки – яркий тому пример, символ созидания.

Кстати, изначально они имели сугубо практичное значение. Пошитые из парусины или старых пальто, они позволяли оставлять свободными руки, вмещая при этом целый противогаз. Или самодельные бомбы, которые нередко проносили в сумках на «вечеринки» фашистов в публичных заведениях. После чего количество оккупантов становилось меньшим.

А знаете ли вы, что французские модельеры еще до вторжения нацистов на территорию страны мушкетеров начали создавать и с успехом презентовать коллекции именно на тему войны? Например, особой популярностью пользовались модели «Атака» и «Ложная тревога». Как всегда, изысканный французский юмор оставался на высоте. Но дальше всех пошел Пьер Бальмен, создавший два варианта платья: повседневное «Подземка» и вечернее «Оккупация».

Military: у войны есть и женское лицо

В целом же про моду военных лет можно сказать одним термином – стиль military. Типичные черты стиля – четкий прямой силуэт с широкими плечами и укороченными юбками. Лучший пример – голливудские звезды Грета Гарбо и Марлен Дитрих, «пропиарившие» военную моду в мировом масштабе. И после блистательных съемок вслед за актрисами последовали миллионы поклонниц, ставшие, по словам мужчин, даже более сексуальными в «военных нарядах».

К слову, именно голливудские звезды ввели в моду украшения как часть женского гардероба. Но поскольку в силу понятных экономических причин драгоценности были крайней редкостью (драгметаллы уходила на нужды фронта), женщины стали использовать бижутерию, которая не только делала их обладательниц уверенней в себе, но за счет имитации драгоценных украшений подчеркивало особый статус женщины, по-прежнему красивой, утонченной, стильной.

military2Редкой вещью для женского милитарного стиля времен Второй мировой войны были… чулки. И уж совсем дефицитом стали данные изделия из нейлона или шелка, поскольку к 1943 году их выпуск полностью прекратился (до 1945 года) в связи с тем, что шелк и шерсть уходили на производство парашютов. Но, поскольку моветоном считалось появление на людях без чулок, женщины прибегли к очередной уловке: они рисовали на ногах черные прямые линии, что создавало иллюзию наличия чулок.

А вот нарядные платья и нижнее белье в годы войны шили, как правило, из парашютного шелка, а также скатертей, занавесок или вещей ушедших на фронт мужчин. Так мужские костюмы обретали новую жизнь, трансформировавшись в женские одежды для деловых целей или для конных прогулок. И это стало настолько популярным, что не обошло внимание престижных журналов мод (в том числе всемирно известного Vogue), наперебой печатавших материалы о секретах производства новой одежды из старой, или как переделать мужской костюм в женский или детский.

Среди иных модных аксессуаров военного времени можно назвать перчатки. Правда их делали в основном из хлопка, поскольку кожа тогда была в огромном дефиците. Не уступали перчаткам по популярности шарфы и меховые горжетки.

Кстати, косметику женщины также делали сами. Например, свеклу использовали для изготовления румян и помады, а ваксу – при изготовлении туши для бровей и ресниц. Итальянские женщины «модернизировали» процесс производства помады, начав подкрашивать губы вином, а брови – костью или жженым деревом. И лишь в конце 40-х годов настоящая косметика коснулась лиц европеек.

New look от Кристиана Диора

Как только закончилась война, на смену Military пришел новый стиль – New look, что в переводе означает «новый взгляд, новый облик». А у его истоков стоял никто иной как Кристиан Диор, правда, в то время практически неизвестный начинающий модельер. Он предложил европейским модницам нечто, что кардинальным образом отличалось от ранее виденного: мода теперь «носила» узкие плечи с немного завышенной проймой, перетянутой тонкой талией и широким расходящимся подолом юбки.

new lookИменно так возник романтический, исключительно ассоциирующийся с волшебной Францией стиль, ставший узнаваемым брендом во всем мире. Стиль великолепного и неподражаемого Кристиана Диора, ко всему прочему вернувшему в модный тренд корсеты, узкие лифы и кринолин. Стиль, подчеркивавший женственность и красоту против ранее прятавших их стилей, стиль, который позднее служил основой для креативных идей многих известных в мире модельеров.

Спустя два года после Победы над фашизмом, Диор представляет свою первую коллекцию «Королла». Прошло всего пару месяцев, а она стала известной во всем мире, женщины в большинстве стран предпочитали одежду «песочные часы», как часто называли продукцию из первой коллекции Диора. Но поскольку дорогие вещи могли себе позволить далеко не все, то наравне с диоровскими юбками с расходящимся подолом, массово использовались «конкурентки» – узкие юбки, выполненные по фигуре.

Интересно, что в Москве еще в апреле 1944 года, то есть во время войны, открыл двери Московский дом моды, а через год возобновил работу и Ленинградский дом моделей. Их одежда пользовалась долгие годы в СССР не меньшей популярностью, чем наряды от Диора. Наверное, многие наши бабушки помнят, как это было модно и изысканно – носить стильные, интеллигентные, красивые одеяния, сделанные на Родине. Не уступавшие по качеству зарубежным аналогам, но доступные всем всегда остающимися модными женщинам бывшего СССР…

0
0
0
s2sdefault