О современном российском кино либо плохо, либо никак?

Пожалуй, я одна делаю львиную долю кассовых сборов для отечественного «Фонда кино». Ни одна новинка российского синематографа не остается без моего внимания. Что-то откровенно плохо (я намеренно не беру во внимание попсовые ситкомы или артхаус с перекати-полем на 3 часа). Что-то достойно. На примере самых кассовых фильмов двух лет расскажу, что в наших картинах хорошо, а что безнадежно потеряно (о том деликатно промолчим).

«МАТИЛЬДА», 2017 ГОД, РЕЖИССЕР АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ

(Спойлер: «вау-эффекта» не произошло)

  1. Фильм красивый. Я бы сказала ювелирный и нарядный: идеальные костюмы, платья, прически. Дворцы - они сами по себе создают атмосферу, но такими я их не видела ещё ни в одном фильме.
  2. В 2013 я посмотрела "Романовы. Венценосная семья", мурашки по телу бегут до сих пор. Царская семья показана именно такой, которой я бы хотела думать, что она была. Любящей и крепкой. В "Матильде", если абстрагироваться от того, что это все вытворял император накануне свадьбы и просто смотреть, как историю бешеной страсти- сгодится.
  3. Образы Жены и Матильды очень контрастные. Да, императрица не была красавицей, но героиня уж слишком проигрывает лёгкой и женственной балерине Кшесинской. Знаете, это как если бы за мной ухаживал тёплый Ботан и брутальный мужик в кожанке - я бы выбрала последнего.
  4. Данила Козловский. Я вообще не поняла, зачем он там. Такое ощущение, что сценарий дописали, а потом кто-то сказал: "Ребят, а чё Данилу забыли что ли? Обещали же парню". И другой ответил:" Ну не знаю, впиши его куда-нибудь".
  5. У балерин платья со светодиодами. WTF?
  6. Гармаш. Очень харизматичный актёр, и одного эпизода с ним было объективно мало. 
  7. Я до сих пор не могу понять, понравилась мне героиня или нет. Эпизодами она меня раздражала, иногда я завидовала Её смелости, женственности, местами считала женщиной с низкой социальной ответственностью. НО! Она всегда появлялась очень эффектно и держалась достойно в любых обстоятельствах.
  8. Мне очень понравился диалог императора с матерью, когда она рассказывает ему о любви. И то, что в конце император с Александрой так же бегут по залам дворца (как в начале фильма он бежал с Матильдой), ещё раз подтверждает, что страсть - страстью, а семья - это другое. Отдельно.
  9. То, что было создано вокруг так много шума, я все же считаю рекламой. Как и многие в зале, которые после просмотра резюмировали "все намешали". На фильм затрачены огромные суммы с многими нулями, которые не факт бы, что отбились. Надеюсь, после этих слов святая инквизиция не стоит под моей дверью.

Титры. Просто без комментариев. Жили долго и счастливо, дети, радость. И следующей строчкой "а потом их расстреляли".

 

"АРИТМИЯ", 2017 ГОД, РЕЖИССЕР БОРИС ХЛЕБНИКОВ

Тот фильм, в котором за 2 часа есть немного каждого из нас, про нас и для нас. 

Мне кажется, у любой половозрелой особи лет эдак 25 плюс/минус были эти метания, терзания, бесконечные шатания по кругу в тщетных попытках принятия решения. Меня поразило другое: как такой смелый человек, распоряжающийся ежедневно человеческими жизнями, решительный и бескомпромиссный может быть настолько беспомощным профаном в своей собственной. Может быть, эту смелость он сдаёт утром вместе со своим фельдшерским чемоданом в конце смены? Но было ясно одно: союз держится на жалости и сострадании одного и беспомощности и абсолютной лени другого. Мне кажется, после финальных титров можно смело так же показывать продолжение этих хождений по мукам, ибо аритмия здесь, на мой взгляд, невозможна. И что-то мне подсказывает, что чаша весов с жалостью к себе однажды перевесит жалость к партнёру, и более сильный этот союз разорвёт. 

Вердикт – картина удалась и даже денег на билет не жалко.

 

"ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ" 2018 ГОД, РЕЖИССЕР АНТОН МЕГЕРДИЧЕВ

  1. Эстетика. Потрясающие, гармонично сложенные тела, на которые смотришь, как зачарованная, с самых первых кадров. Глядя на эту бесчисленную работу мышц, даже как-то стыдно за все, данные под бой курантов (и разумеется не реализованные), спортивные цели. 
  2. Яркий актерский состав. Машков настолько великолепен, настолько качественно пережиты и переданы все эмоции, все микромысли, происходящие в тот момент в голове тренера, что ему веришь с первой секунды и до самых титров. 
  3. В картине обилие диалогов и фраз-деталей. Каждый из героев в своё время произносит какую-то реплику, которая после транслируется другим, с ярко окрашенным смыслом. Так, особенно сильными для меня была фраза, которую Саша сказала Александру Белову в душе про три года и три секунды. Символично? Более, чем. Так же фразы "правила Читай!" И "баскетбол - игра джентльменов", оброненные случайно, раскрываются в ином свете в финале. 
  4. Шутки. Их не много, но они качественные и не плоские. Чего только стоят эти парни, дворовые-баскетболисты в Америке, которые "выиграли у русских яйца рыб" и "они же русские, откуда у них в команде индеец". 
  5. Для себя я определила этот фильм, как фильм о выборе. Задумайтесь: каждого героя автор картины ставит перед выбором и у каждого он свой, который совесть бы не позволила сделать иначе. Тренер Гаранжин настолько уверован в своей команде, что действует вопреки, а Его любовь к ребятам равна любви отеческой, именно поэтому он почти не задумываясь отдаёт деньги, с таким трудом накопленные для своего сына. Его супруга, Ксения, принимает такое решение и это тоже Ее выбор, Ее вера в мужа и его дело. 
  6. Сергей Башкин из спорткомитета выбирает сняться с игр, ведь если мы не играем с американцами, то они не выиграют, а мы не проиграем. И да, я знала, что он изменит решение. 
  7. Красавчик литовец Модестас в кульминационный момент тоже делает свой выбор и выбирает команду, которая "давно стала родной, только понял он это недавно". И даже его "друзья-массоны" вместо того, чтобы смотать обратно свои литовские удочки выбрали прийти на этот решающий матч. 
  8. Линия любви Саши и Александра Белого хоть и трогательная, но меня не зацепила, пожалуй, только сильная фраза про выбор и три секунды, где "А что выберешь ты?". 
  9. Фильм даёт колоссальный патриотический подъем, в эту пору олимпийских дисквалификаций и гонений, он настолько вовремя, что дал веру и спортсменам, и нам, зрителям-болельщикам.
  10. Я очень впечатлительный человек и этим фильмом я прониклась настолько, что когда настало время титров и аплодисментов я поняла, что у меня дрожат руки. Почти как сейчас, когда я вспоминаю и пишу все это. 

Кино хорошее, ставлю ему уверенное дерево из каннских ветвей.

 

«ТРЕНЕР» 2018 ГОД, РЕЖИССЕР ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ

В этот олимпиадно-чемпионатный 2018 фонд кино сделал все, чтобы мы полюбили спорт. Нам показали «Движение вверх», «Лёд», на десерт запустили «Тренер». Я не очень люблю отечественный футбол, хотя нет, вообще любой футбол. Данилу тоже так же.

  1. Классика жанра: сначала все на дне, потом появляется супер-доминант, становится трудно, конфликты, в конечном итоге все подружатся и победят
  2. Частая смена кадра. Прям настолько динамично, что у меня рябило в глазах. Может, это так задумано и в тренде, но мне, извините, уже 26 и для такого возраста это жестоко
  3. Результат достигнут, и после просмотра реально начинаешь забывать, что футболисты снова, как котята, побегают по полю, получат миллионы и будут отмечать все шампанским по 50 тысяч европейских рублей за бутылку
  4. Трогательные сцены. Тут просто надо увидеть.
  5. Ирина Горбачева великолепна

Вообще если разобраться, то эта модная нынче фишка, где «я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нём, я режиссёр» технически достаточно сложная. Если вы смотрели интервью Константина Хабенского Вдудь, он там объяснял, как это непросто. И уже только за это Даниле Козловскому отдельное спасибо, потому что совместил два важнейших действия и не облажался! 

Вердикт – бывало и получше.

 

«НЕПРОЩЕННЫЙ», 2018 ГОД, РЕЖИССЕР САРИК АНДРЕАСЯН

  1. 6,5 из 10 в моем личном рейтинге. И не потому что я бесчувственная тварь, а потому что сейчас расскажу, почему.
  2. Русский менталитет заточен на страдания и сочувствие. Мы с бОльшим упоением склонны жалеть, чем радоваться. Поэтому в зале ручьём текли слезы, и женские всхлипывания не умолкали до самых титров.
  3. На протяжении всего фильма у героя (равно, как и у зрителя нет выбора) - это 1,5 часа страданий. Это не та эмоциональная синусоида, где то спад, то подъем, как в той же «нелюбви» Звягинцева. Это просто что-то удручающе горькое, от которого к концу первого часа устаёшь.
  4. Мне давно знакома эта история. Ещё в школе я писала свою первую работу, как раз о самосуде, но тогда мое детское воображение рисовало что-то другое и, честно, не надо было менять его просмотром фильма (из серии «книга лучше»). В интервью у Дудя Нагиев обозначил, кстати, что играл не именно Виталия Калоева, а собирательный образ, так что это немного сгладило мой диссонанс. 
  5. Главный герой теряет в авиакатастрофе жену и детей. Самое ценное, что у него было. И вместе с этим превращает в кромешный ад жизнь тех, кто остался рядом. С ним страдают все - и сестра, и брат, и случайные гости, и попутчики - все. Все. Обречены. Страдать.
  6. Не приведи Господь столкнуться с такой потерей, однако я всегда говорю - надо находить в себе силы и выбирать жизнь, а не хоронить себя рядышком. Пожалуй, только появление котёнка в финальной сцене стало тем самым лучом надежды во всей этой кромешной тьме полуторачасовой скорби.
  7. Что касается актёров - подобраны отлично. Нагиев на всю мощь, мистер Росье из авиакомпании - прям склизкое воплощение мерзости.

Достойно просмотра, но не самое пиковое, что я видела в своей жизни.

Я люблю русское кино за его душевность. Я люблю выходить из кинотеатра с мыслями и пропускать через себя увиденное. Не стоит ждать от отечественного кино экшена и крутых спецэффектов – мы в этом откровенно плохи. Зато по части «поразмышлять-подумать» - это удается. Пусть не всегда, но получается.

Автор: Мария Стафеева

Tagged under Эксклюзив
0
0
0
s2sdefault