Возрождение Пушкинского музея через призму жизни Ирины Антоновой

В течение 52 лет Ирина Антонова, известный российский искусствовед, будучи директором, управляла Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отпраздновав 20 марта свое 96-летие, Ирина Александровна не прекращает активную деятельность: сегодня она занимает почетную должность президента музея. О том, как удалось хрупкой женщине возродить музей в послевоенные годы и найти общий язык со всеми работниками музея, а также что связывало президента музея и пианиста Святослава Рихтера, вы узнаете из этой статьи.

О том, как спасали музей в послевоенные годы

Ирина Антонова впервые переступила порог Пушкинского музея, как его сотрудник, в 1945 году и, проработав в нем 16 лет, заняла должность директора музея в 1961 году. Война не обошла стороной центр изобразительных искусств и причинила ему значительный вред, подтверждением чему являются следы на левом фасаде от крупных бомб, упавших рядом со зданием. Послевоенное состояние музея было далеким от превосходного: была нарушена целостность крыши, трех стеклянных покрытий, большого купола и плафона. Несколько лет подряд музей был открытым и незащищенным от внешних факторов воздействия. Воспоминания об этих временах хранят в себе фотографии, на которых видно, как в итальянском дворике стоит снег, постепенно превращаясь в талую воду. По распоряжению главы государства Сталина, были сделаны малые работы по восстановлению культурного учреждения, но проблему плачевного состояния здания они не решили. Потому для сохранения экспонатов  приходилось дежурить не только пожарной службе и милиции, но и сотрудникам музея, ведь только они имели право прикасаться к «великому» в прямом смысле этого слова. Какими бы трудными не были времена, Ирина Александровна считает, что они были по-своему интересными и содержательными.

Уникальные находки шедевров дрезденской галереи  и их дорога домой

Сразу после окончания войны в музей привезли экспонаты Дрезденской галереи в безымянных коробках с непримечательными номерными знаками. Ушел не один год, чтоб разгадать, что было в тех коробках. Невероятно, но одним из этих экспонатов был шедевр мировой живописи – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Однажды в одном комиссионном магазине на Сретенке, специализирующемся на антиквариате, Ирина Александровна заметила картину немецкого художника Кранаха – «Портрет курфюрста в брачном меньке». Разглядев ее поближе, искусствовед поняла, что это картина из Дрезденской галереи, которая вероятно была уворована во время военных действий в городе. Эта картина, как и остальные экспонаты, были переданы Дрезденской галерее до последней вещи, но возможно, что до сих пор какая-то часть немецких оригиналов еще храниться у кого-то дома.ytghytggyuh

Русская живопись несправедливо недооценена за рубежом

Именно так считает президент Пушкинского музея и говорит о том, что русская живопись  это  не  только  «Черный квадрат»  Малевича,   который является эдаким манифестом, ярким проявлением мысли о том, что прошлое осталось позади, и необходимо искать новые пути развития искусства. Но также это творения Репина, Врубеля, которые с недавних пор присутствуют на заграничных выставках, например в Германии, и имеют огромный успех. Бесспорно, не все отечественные художники могут быть «понятными» для иностранных зрителей из-за локального характера картин, но все-таки их надо демонстрировать, дабы и за границей люди могли проникнуться гениальностью российских шедевров. Занимательным и в то же время ужасающим, является тот факт, что даже люди искусства, профессионалы, руководители ведущих музеев мира не сведуют обо всей глубине и превосходности российской живописи. 

Возможно ли, запомнить все экспонаты в музее?

Часто посетителей интересует, как можно помнить информацию обо всех экспонатах музея, особенно если их насчитывается в музее более 700 тысяч. Разумеется, даже президент музея не может знать все картины наизусть, но все же Ирина Антонова прилично владеет всей информацией о коллекции живописи учреждения.

В мире Интернета нужно не терять время попусту

В эпоху информационных технологий, время, когда многие уже не представляют себе жизнь без социальных сетей, Ирина Александровна пользуется  Интернетом умеренно, дабы не терять драгоценное время попусту. И предпочитает для досуга все же книгу, а также, чтоб быть в курсе всех новостей,  некоторые программы или радио.

Как удалось директору построить прекрасные отношения с коллективом?

За все время возглавления музея, ни один сотрудник музея не был уволен. Разумеется, что состав коллектива не стоял на месте: одни продолжали работать, другие уходили по собственному желанию в поиске новых высот, но никогда в музее не было конфликтных ситуаций на почве непонимания искусства. Пушкинский музей и в частности Ирина Александровна давали определенные навыки работы в культурном учреждении, таким образом «взращивали» новое поколение руководителей ведущих музеев страны. Примерами являются Зельфира Трегулова – директор Третьяковской галереи, также Елена Гагарина, которая сегодня заведует музеями Кремля.

Дружба с пианистом Рихтером   

Ирине Антоновой посчастливилось в жизни дружить с гениальным пианистом Святославом Рихтером. Они познакомились еще до того, как Антонова начала управлять музеем. Рихтер приходил и играл в залах музея, а заметив, как женщина слушает музыку, пригласил на фестиваль во Францию. Там же сообразительному директору пришла в голову мысль о том, почему бы не проводить такие фестивали в Москве, у себя в музее. Рихтер такое предложение принял не сразу, но позже с удовольствием воплотил эту идею в жизнь. Теперь фестиваль Рихтера стал уже традицией и проводится уже 38-ой раз в этом году.uytgfhuy6tghj

Само собой разумеется, что сочетать такую блестящую карьеру и личную жизнь очень сложно для женщины, ведь всегда кажется, что недостаточно времени  уделяешь именно семье. Но видя, с каким трепетом, Ирина Антонова относится к музею, мы счастливы, что именно она взяла в свои хрупкие руки управление музеем в такой тяжелый период и смогла его возродить и донести до нас все сокровища изобразительного искусства, собранные в нем. 

Источник: russian.rt.com

0
0
0
s2sdefault